Новый врач «Омега Клиник» Аида Алимова: «План-максимум – сделать так, чтобы поход к колопроктологу стал обычным обращением»
Аида Расуловна Алимова – новый врач-колопроктолог в Центральном госпитале «Омега Клиник». Она присоединилась к команде врачей госпиталя после окончания медицинского университета в Саратове с отличием (!) и успешного завершения ординатуры в Национальном медицинском центре колопроктологии им. А.Н. Рыжих. Свою карьеру она начала с работы в условиях пандемии, параллельно занимаясь научной деятельностью и публикацией статей. В этом интервью Аида Расуловна рассказывает о том, как она пришла в медицину, почему выбрала колопроктологию, и что побудило её присоединиться к команде «Омега Клиник».
– Аида Расуловна, почему вы выбрали профессию врача и почему именно колопроктология? Как вы к этому пришли?
– Ещё на первых курсах, когда ты мало знаешь о болезнях, а только получаешь базовые знания, родственники, подруги, соседки уже просили помочь, успокоить по поводу болезней проктологического профиля. На тот момент я могла дать только общие рекомендации и не могла понять, почему они не могли записаться на приём к специалисту? Почему, если это так их беспокоит и приносит боль, они терпят столько недель, месяцев, лет? Уже тогда я задумалась, что люди стесняются говорить о своих проблемах в этой области и идти к доктору. Женщины стесняются особенно, если врач – мужчина, а колопроктологов из представителей прекрасного пола немного, во всяком случае, на текущий момент.
Оттягивать поход к врачу – это значит, в лучшем случае, получить хронизацию болезни, а в худшем – заработать жизнеугрожающие осложнения, вроде кровотечений и озлокачествлений. В моих мыслях при выборе профессии был план-минимум – помогать нуждающимся справляться с недугом, а план-максимум – нивелировать стигматизацию профессии и сделать так, чтобы поход к колопроктологу стал обычным обращением к доктору за помощью, а не был чем-то некомфортным и пугающим.
– Вы закончили университет с отличием. Как вам удалось совмещать учёбу и работу медицинской сестрой?
– Учиться в медицинском университете сложно, учиться на хорошо/отлично в там ещё сложнее, а совмещать с работой – на грани нервного срыва (я не преувеличиваю). Всё удалось благодаря следующим составляющим: первые самые сложные годы учебы были позади, в последний год делался уклон на практическую часть, учеба редко длилась допоздна, деканат и преподаватели шли на уступки в это непростое время, так как мединского персонала не хватало, и горело внутри желание привнести хоть малейшую пользу людям в это время пандемийного хаоса и тревожности. Было сложно, но я не жалею, что пошла работать в ковидный госпиталь – те знания, умения и навыки мне помогают по сей день.
– В разгар пандемии вы работали с ковид-больными. Не страшно было? Почему вы решились на такую практику?
– Страшно было в самом начале, когда ещё не было протоколов лечения – как раз в это время болели мои родители. Я, ухаживая за ними, читала много литературы, в том числе зарубежной, пришло понимание, а страх прошёл. Когда появилась возможность помочь другим, я не раздумывая согласилась работать в университетском госпитале. Это был важный этап моей карьеры, когда я чувствовала, что могу быть полезной в это непростое время.
– Вы автор ряда медицинских статей, опубликованных в солидных профессиональных изданиях. На чём основаны ваши публикации и почему вы решили публиковаться?
– Не все мои публикации лежат в плоскости моей специальности. Во время учёбы в университете и ординатуре мне посчастливилось познакомиться с настоящими учёными, которые запросто увлекали проблемами своих специальностей. Одна из моих любимых работ и вовсе посвящена влиянию внешних факторов на больных кардиологического профиля. Это исследование я выполняла под руководством профессора Анны Ивановны Кодочиговой, и во многом мой интерес к науке как таковой появился благодаря этому талантливому педагогу, выдающемуся кардиологу и очень хорошему человеку.
Что касается колопроктологии, моя последняя работа посвящена проблемной теме практической колопроктологии – малоинвазивному лечению несостоятельности кишечных швов после онкологических операций. Публикации помогают мне систематизировать знания и делиться ими с коллегами, что способствует повышению качества лечения.
– Помогает ли ваша научная деятельность в практической работе? Как?
– Как раз моя последняя работа посвящена проблемной теме практической колопроктологии – в настоящее время существуют трудности в малоинвазивном лечении несостоятельности соединений кишечника после онкологических операций. Такие работы позволяют сохранить спокойствие в экстренной ситуации и в любых обстоятельствах опираться не на привычку и чужое мнение, а на актуальные проверенные мировые данные.
– Какие методы лечения вы используете в своей практике? Как они отличаются от методов советской медицины?
– На ваш вопрос сложно ответить коротко – ведь возможности медицины постоянно совершенствуются, и сегодня то, что раньше требовало длительного стационарного лечения, можно вылечить в рамках нескольких амбулаторных приёмов.
Сегодня в нашем арсенале есть новые технологические подходы, новые способы анестезии, что позволяет минимизировать боль во время операции и после неё, сделать лечение максимально щадящим и насколько это вообще возможно комфортным. Например, лечение трещины раньше было исключительно хирургическим, а сегодня целому ряду больных мы можем помочь при помощи всего лишь одной инъекции. Малоинвазивность, стремление к безболезненности, пациентоцентризм – это принципы современной колопроктологии.
– Из-за чего чаще всего пациенты обращаются к колопроктологу? Что вы им посоветуете?
– Чаще всего до проктолога доходят тогда, когда выраженность симптомов становится нестерпимой. Нередко пациенты терпят сильную боль, выраженный зуд, чувство дискомфорта при посещении туалета, но обращаются к доктору только когда обнаруживают выделения крови – боясь онкологии или других серьёзных болезней. Самые частые причины обращений известны всем – анальные трещины, геморрой, свищи, ведь почти каждый человек в жизни сталкивался или столкнётся с проблемой проктологического профиля. Важно вовремя обратиться к специалисту, не тратя время на «помощь друга» и не пытаясь заниматься «интернетолечением».
– Почему вы выбрали «Омега Клиник» для работы?
– После окончания ординатуры мне предлагали остаться в научном центре, но моему мужу, тоже доктору, нужно было работать в Балаково. Когда я узнала, что в «Омега Клиник» особенно развито колопроктологическое направление, попробовала устроиться. С руководством клиники сразу удалось найти общий язык. Обстановка в госпитале, заинтересованность коллег и условия работы мне буквально вскружили голову.
В заключение скажем, что Аида Расуловна Алимова – это врач, который искренне заботится о своих пациентах и стремится использовать самые современные методы лечения. Её путь в медицине – это пример целеустремлённости и преданности своему делу, а её опыт работы в условиях пандемии и научные достижения делают её важным членом команды «Омега Клиник».